Четверг, 28.03.2024, 11:19Приветствую Вас Гость

Душа и Разум

Блог

Главная » 2010 » Август » 22 » Четыре стадии обучения любому навыку
21:26
Четыре стадии обучения любому навыку




Когда человек начинает какое-то новое дело или обучается новому навыку, он всегда проходит 4 стадии обучения, независимо от того о каком навыке идет речь - от езды на велосипеде до освоения компьютерной программы.

Знание этих стадий поможет Вам понять, на какой из них Вы находитесь в процессе освоения нового навыка, а также управлять своими состояниями в процессе обучения. Особенно данная информация пригодится, если Вам трудно дается практика новых навыков.

С точки зрения увеличения знаний, наиболее важной характеристикой является способность учиться и улучшать свои навыки.

На рисунке представлены стадии компетентности, через которые, обычно, проходит человек для того, чтобы приобрести необходимые знания для использования их в повседневных задачах.



Стадия Новичок (Begginer) – Неосознанная некомпетентность

На этой стадии человек не знает о существовании или не осознает важность определенных знаний. Иногда даже отвергает важность и полезность этих знаний.

Пока новичок не осознает нехватку знаний/навыков, невозможно стать лучше и перейти на следующий уровень. Осознание приходит при общении с более опытными коллегами или при столкновении с проблемами/задачами, которые невозможно или очень трудно решить, обладая текущим набором знаний/умений.

Попытки научить чему-либо новичка, обычно, ни к чему не приводят, пока он сам не перейдет на следующий уровень.

На данной стадии полезно подумать о том, что Вы уже сейчас можете делать хорошо… Ведь было время в Вашей жизни, когда Вы ничего не знали об этом действии и, скорее всего, даже не осознавали, что Вы этого не знаете.


Стадия Ученик (Learner) – Осознанная некомпетентность

Отсутствие необходимых знаний, обычно, выявляется через попытки что-то сделать и последующие неудачи, которые возникают из-за недостатка знаний/умений, и это в свою очередь порождает жажду знаний.

Ученик уже знает о существовании дополнительных знаний/умений и осознает их важность. Обучающийся должен обязательство получать и практиковать новые знания/умения, пока не будет достигнут необходимый уровень.

На этой стадии очень важно обратиться к "правильным” источникам информации и хорошим тренингам/семинарам.

На этом уровне человек уже использует навык, но знает, что он еще не очень хорошо умеет это делать. 

Это самая трудная ступень. Многим людям бывает очень трудно преодолевать свое несовершенство при обучении новому навыку.

На данной стадии очень важно сохранять ощущение собственной ценности!

Хотя этот этап и труден, ученик учится быстро, потому что чем меньше человек знает о чем-либо, тем больше у него простора для совершенствования.

 

Стадия Практикант (Apprentice) – Осознанная компетентность

Когда определенные знания/навыки получены и применяются на постоянной основе, то достигнута стадия осознанной компетентности. Но на этой стадии практиканты должны прилагать определенные усилия, чтобы применять полученные знания/навыки постоянно.

Практикант все еще нуждается в выработке привычки постоянно применять эти навыки. Знания получены, но требуют практики, чтобы стать "второй натурой”.

На этой стадии могут помочь так называемые "best practices”, напоминания и/или "guidline”.

Получив определенные навыки/знания и выполнив задачу с их помощью, можно написать себе "best practices” или "guidline” документ, который в последствие позволит выполнить эту же задачу без значительных усилий.

На данной стадии практикант уже овладел навыком, но постоянно надо сосредотачиваться, так как он еще не очень привычен. Это удовлетворяющая часть процесса обучения, однако, на этом этапе обучение дается трудно. Чем лучше человек овладеваем навыком, тем менее заметно улучшение.


Стадия Эксперт (Expert) – Неосознанная компетентность

Это ступень, когда знания/навыки используются без дополнительных напоминаний/усилий, как например, умение водить автомобиль, плавать или кататься на лыжах. Это становится настолько естественным, что решение использовать знание/навык уже бессознательное.

Это уже ступень мастерства, когда навыки превращаются в искусство и эксперт может стать учителем.

На этой стадии можно задуматься над помощью другим людям (ученикам) в приобретении знаний. Хотя не всегда это может получиться, так как нужно обладать не только определенными знаниями на уровне Эксперта, но и навыками учителя.


Когда мы чему-то учимся, мы всегда делаем ошибки.

Заявляйте о победе на любом уровне развития, на любом уровне практики, а затем двигайтесь дальше.

Если чему-то стоит учиться, то тогда это стоит того, чтобы вначале делать его плохо!



Просмотров: 44697 | Добавил: sole2000 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0